
… Все остальное мимикрия
Женский кинематограф в современном мире явление привычное. И, если, кажется, еще вчера профессия режиссера была представлена одними мужчинами, то сегодня фильмов снятых женщинами и, что еще хуже, для женщин появляется огромное количество, а на отделениях режиссуры представительниц прекрасного пола едва ли не в два раза больше, чем мужчин. Так столь ли неожиданны их успехи на этом поприще и стоит ли им так удивляться. Задуматься в любом случае есть о чем, ведь тот путь, который навязывает женский взгляд мировому зрительскому сообществу, не только ставит в тупик, но еще и вызывает искренние опасения за судьбу грядущего репертуара.
В этом отношении, картина «Водяные лилии» 27-летней француженки Селин Скьяммы элегантно вписывается в рамки европейского фестивального кино, но, к сожалению, кроме очаровательной сонной пелены перед глазами, похвастать ничем не может. Больше того, историю о душевных переживаниях и взрослении юных подруг, в первой половине фильма, можно принять за индульгенции постаревшего педофила, уж слишком нарочито в кадре то и дело мелькают девчачьи обнаженные тела и их же нижнее белье, демонстрация которого здесь, в принципе не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Пожалуй, фильм «Водяные лилии» уместно порекомендовать в качестве тестового приложения для психологов под названием «Насколько вы извращенец».
Однако чем дальше продолжаются сладкие грезы Селин Скьяммы, становится понятно, что понятного ждать не стоит. А та самая индульгенция педофила, на самом деле лишь завуалированный под размышление эмоциональный диалог Скьяммы с самой собой. Можно вгрызаться в скрытые тайны фильма «Водяные лилии» с любой стороны, рассуждать об умыслах режиссера, трагикомичности юношеских переживаний, о сексуальном воспитании подростков, но все это будет крайне наигранно. Селина Скьямма поставила по-своему очень красивый, трогательный и во многом нежный фильм, но совершенно забыла наделить свою работу хоть толикой правды. И очень хочется верить, что сама Скьямма на съемочной площадке впала в кармическое состояние и не покидала его до конца производства картины, ибо лишь этим можно оправдать безупречную глупость ее работы.
Между прочим, в своих поисках, Селин Скьямма вполне возможно достигнет того, к чему не так давно пришла София Коппола, начинавшая с подобных же атмосферных женских междуусобчиков, а продолжившая мощнейшими работами настоящего художника.
Но Скьямма во многом радикальнее Копполы, в женственности ее картины проскальзывает не только исключительно подростковая направленность, но и агрессивная высокомерность к мужскому полу. В фильме «Водяные лилии» можно выделить трех мужчин, каждому из которых отведено от 30 до 60 секунд экранного времени. Скьямма весьма добродушно наделяет их всех одним желанием – похоть. Причем похоть животную, бесконтрольную и унижающую женщин. Занятное зрелище, хотя все же хочется верить, что мужчины способны на нечто большее, кроме как «разводить» малолеток.
В конце концов «Водяные лилии» типичное подростковое кино при всех задатках взлететь выше. В картине не появляется ни одного взрослого, очевидно, что Скьямма нашла в этом выход для того, чтобы сконцентрировать зрителя на откровенных переживаниях трех девочек, которые как начались ни с чего, так и закончились ни чем. Их одиночество и робкие попытки поиска родственной души уходят в никуда, всего лишь потому, что свои собственные ответы они найдут несколько позже, когда повзрослеют, а чужих ответов их лишила сама Скьямма. Именно от того, картина «Водяные лилии» употребляется как детское шампанское с легким послевкусием чего-то ушедшего, и кажется уже и не про нас.
Каждая из подруг остается при своем, приобретая лишь жизненный опыт и ценность собственного сексуального воспитания. Неискушенность молодых и, безусловно, талантливых актрис одно из редких достоинств фильма Скьяммы, а все остальное мимикрия.
Леня Клопотовский