При всей условности такого сопоставления очевидно, что женщины в. среднем зарабатывают на 35% меньше, чем мужчины: сравните - 800 тыс. руб. и 1250 тыс. руб.
Если же сопоставлять наиболее типичную зарплату, то различия еще значительнее:. для мужчин - 1-1.2 млн., для женщин 0,5-0,6 млн. руб. Такая ситуация складывается под влиянием низкой оплаты в бюджетных отраслях, где сосредоточена треть всех работающих женщин. Еще 40% заняты в промышленности, сельском хозяйстве и других производственных отраслях, почти 20% - в торговом и жилищно-коммунальном обслуживании, остальные б-7% трудятся в аппарате управления, банках, финансовых, страховых организациях и т.п. К тому же сравнение показателей прироста заработной платы по годам свидетельствует о нарастании различий и оплате труда по полу.
Результаты обследования показывают, что работающие женщины в силу сложившегося разделения труда и характера профессионального образования предпочитают работать в госсекторе, в том числе в социальных учреждениях. Сферой применения их труда в промышленности чаще всего были крупные предприятия, где они обычно занимали места рабочих массовых профессий и низового инженерно-управленческого персонала. Экономическое положение крупных предприятий, а значит, и. работающих там женщин, ныне весьма сложное и нет основании рассчитывать на возрождение прежней структуры занятости.
Можно ли в этих условиях что-то сделать для восстановления и повышения цены женской рабочей силы в рамках существующих рыночных реалий, когда государственно-административные рычаги утеряны и вряд ли удастся установить иные, нежели сегодня, соотношения по уровню оплаты, даже если будет признано, что сложившиеся диспропорции в оплате несправедливы?
Определенная роль здесь отводится системе трехсторонних тарифных соглашений, в которых государство как активный участник может влиять на межотраслевые соотношения в пользу женского труда.
Другое направление политики равных возможностей для женщин, связанное с условиями найма, - выравнивание социальных условий применения труда граждан с семейными обязанностями на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности. Сейчас многие частные предприниматели и акционерные общества самых разных типов не выполняют обязанностей в части законодательно предусмотренных социальных гарантий для нанятых работников, прежде всего по социальному страхованию и социальному обеспечению граждан, имеющих детей. В таких условиях женщина оказывается перед выбором: соглашаться за небольшую оплату трудиться на госпредприятии или в госучреждении, где существуют выплаты по больничным листам, пособия по уходу за больными детьми, оплата отпуска, сохранение рабочего места в течение трех лет после рождения ребенка, фиксированный режим рабочего времени, или решиться на переход к частнику, где более высокая заработная плата, но рабочий день ненормируемый, отсутствуют отпуска, пособия, гарантии по условиям труда.
Известно, что падение спроса на рабочую силу затронуло преимущественно женщин. Так, при общем снижении занятости экономически активного населения с 75,3 млн. человек в 1990 г. до 65,5 млн. человек в 1996 г. и до 65,3 млн. в сентябре 1997 г. на долю работниц, по расчетам Госкомстата, пришлось почти 7 млн. сокращений. уход с рынка труда был столь массовым, что не мог не привести к изменению структуры официально учитываемой занятости по полу. Если доля женщин в трудоспособном населении составляет в настоящее время более 50%, то среди занятых она не превышает 47% (30,6 млн. по сравнению с 34,9 млн. мужчин).
Если учесть, что объемы теневого -"черного" и "серого" (некриминального) -производства, по оценке директора Института макроэкономических исследований В. Костакова, составляют половину от официально учтенного, то можно предположить: в теневом бизнесе женщин не менее 10-12 млн. Нередко они одновременно имеют и легальное занятие.
Следует помнить, что пик вытеснения женщин с легального рынка труда пришелся на 1995-1996 гг.; тогда их доля сокращалась быстрее, чем за предыдущие 1992-1993 гг. В 1997 г. наблюдался не прирост численности ищущих работу женщин (по методике МОТ), а снижение.