Русакова Нина Ивановна
Русакова Нина Ивановна
12 (25) Января 1915 года - 12 ноября 1997 года
Лётчик - истребитель, заслуженный лётчик - испытатель СССР ( 1959 год, первая среди женщин ), полковник. Родилась в семье аэродромного служащего, вышла замуж за лётчика - испытателя, обе её сестры стали боевыми лётчицами, авиационную профессию продолжали её потомки.
Родилась 12 (25) января 1915 года в селе Сагуны ныне Подгоренского района Воронежской области.
В 1933 году окончила Воронежский аэроклуб,
в 1934 году — Воронежский авиационный техникум.
В армии с января 1934 года.
В 1934 году окончила Оренбургскую военную авиационную
школу лётчиков. Служила в строевых частях ВВС (в Житомире),
летала на истребителях И-5, ДИ-6 и И-16.
В июле 1940 года в качестве штурмана участвовала в попытке установления женского мирового авиационного рекорда дальности полёта по прямой.27 июля 1940 года самолёт ДБ-3 «Украина» (командир экипажа - капитан М.П. Нестеренко, второй пилот — капитан М.Г. Михалёва,штурман — старший лейтенант Н.И. Русакова) вылетел по маршруту Хабаровск — Мозырь — Львов.Из-за встретившийся на пути грозы, сильного встречного ветра(присущего всем перелётам с востока на запад) и обледенения(из-за высокой верхней кромки облачности) утром 28 июля 1940 года самолёт совершил вынужденную посадку на поле в районе деревни Исаково (Санчурский район Кировской области).За 22 час 32 минуты было пройдено по прямой расстояние около 6.000 км.Мировой рекорд (6.450 км), установленный в сентябре 1938 года экипажем В.С. Гризодубовой на самолёте АНТ-37 "Родина",превышен не был.Несмотря на то что перелёт на стал рекордным, на следующий день вся наша печать посвятила ему свои страницы, отметила мужество советских лётчиц, их готовность выполнять длительные полёты на серийном бомбардировщике. При этом особо подчёркивался высокий профессионализм штурмана экипажа Нины Русаковой.
С августа 1940 года по май 1961 года — лётчик-испытатель Государственного Краснознамённого научно-испытательногоинститута ВВС.
Провела испытания различного самолётного и радиолокационного оборудования на самолётах ДБ-3, Ли-2, Ил-2,Ил-10, Ил-12, Ил-14, Ла-7, МиГ-3, Пе-2, СБ, Ту-2, Ту-4, Як-3,
Як-7 и их модификациях. Испытала 39 самолетов и 240 систем навигационного, радиолокационного, автоматического наземного и самолетного оборудования. Общий налет 5000 часов, произвела 10000 посадок. Из них – 5 очень сложных вынужденных посадок. Например, вспоминала Нина Ивановна, «мне однажды пришлось сажать самолет, загруженный бомбами. Система сброса оказалась неисправной, одну бомбу перекосило, и освободиться от них оказалось невозможно. Пришлось садиться с полной бомбовой нагрузкой. Самолет посадила, бомбы не взорвались.»
Н.И. Русакова стала первой женщиной - испытателем и своей работой доказала, что тот самый связанный с опасностью и физически тяжёлый работа по плечу не только мужчинам. 18 Декабря 1959 года Советское руководство, оценив заслуги Русаковой, присвоило ей почётное звание "Заслуженный лётчик - испытатель СССР" ( № 17 ).
Если первую российскую лётчицу Лидию Звереву отечественная печать называет первой дочерью Евы, поднявшейся в небосвод, то Нину Ивановну при вручении ей грамоты и знака "Заслуженный лётчик - испытатель СССР" К. Е. Ворошилов назвал первой дочерью трудового народа, взявшей штурвал самолёта руками испытателя...
Слева направо: 1-й ряд – Ю.А.Антипов, К.Е.Ворошилов, Н.И.Русакова, В.Г.Иванов, Л.М.Кувшинов;
2-й ряд – Н.С.Зацепа, В.М.Шульгин, Ф.М.Попцов, А.В.Сарыгин, С.Н.Анохин, С.М.Уваркин, А.Г.Терентьев, неизвестный.
Кремль, 18 декабря 1959 года.
Участница Великой Отечественной войны. С началом войны помимо лётных испытаний её прямой задачей являлось и ознакомление лётного состава боевых полков с новой, только что испытанной техникой. На Волховском и Ленинградском фронтах она проводила обучение лётчиков строевых полков эффективному использованию в воздушном бою самолётов конструкции Яковлева и Лавочкина.
С мая 1961 года полковник Н.И. Русакова — в отставке. Жила в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково),Московской области.
Скончалась 12 ноября 1997 года.
Похоронена на кладбище деревни Леониха,Щёлковского района, Московской области.
В посёлке Чкаловский на доме, в котором она жила(улица Циолковского, дом 4), установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме жила с 1960 г. по 1997 г. Заслуженный летчик-испытатель Русакова Нина Ивановна».
Награды:
орден Красного Знамени (30.04. 1954),
три ордена Красной Звезды (28.02.1944, 20.06. 1949, 15.11. 1950),
медаль «За боевые заслуги» (03.11. 1944),
другие медали.
Олег СОРОКИН. «Незабудка» в небытие не уйдёт
Полковник Нина Ивановна РУСАКОВА первой в мире удостоилась звания заслуженного лётчика-испытателя СССР. Участница Великой Отечественной войны, она прожила на щёлковской земле около шестидесяти лет.
В этом году ей исполнилось бы 95 лет, но эта дата прошла мимо даже тех, кто знал её по лётно-испытательной работе в Государственном Краснознамённом научно-испытательном институте ВВС им. В.П. Чкалова, и тех, кто общался с ней в обыденной жизни.
Когда-то заслуженный лётчик-испытатель СССР, щёлковский поэт Николай Садкин, признавая заслуги лётчика-испытателя Русаковой, в стихотворении «Память» писал о ней:
Ты не уйдёшь от нас в небытие,Первопроходец и небес старатель!
И сердце пламенное нежное твое
Возьмёт в дорогу новый испытатель.
Я знал Нину Ивановну более сорока лет. Это была талантливая, обаятельная женщина, неутомимая труженица неба, заботливая и умная мать, бабушка и прабабушка. Не раз мне доводилось беседовать с ней; и я не переставал удивляться её простоте, особой скромности, её мастерству, опыту и знаниям.
Н. Русакова в совершенстве владела десятками типов советских и иностранных самолётов. Я слушал её выступление перед солдатами и сержантами срочной службы. Это были страстные выступления воина-патриота, лётчицы, готовившей авиатехнику для поставки в боевые части до начала Великой Отечественной войны. Во время войны она обучала лётчиков владению новой авиационной техникой.
Однажды солдат задал Нине Ивановне вопрос: «Почему мы были жестокими в борьбе с врагом?» Она ответила: «А как бы вы поступали с врагом, убивавшим женщин, детей, наших мужей, сжигавшим людей в крематориях и превращавших нашу цветущую землю в ад?»
Потом Русакова прочла строки Семёна Сорина. Они потрясли присутствовавших:
Победа сладка, говорят.
Ты о ней спроси у солдат.
Гулкий пламень, глаза бессонные,
На губах кровяной прокус…
Пот, и слёзы, и кровь – солёные:
У Победы солёный вкус.
Стихи не были случайностью. Н. Русакова с детских лет тянулась к книгам. Читала много технической литературы, любила и художественную. «Для чего читаю? – спрашивала она. – Чтобы идти в ногу с жизнью. Это во-первых. Работая с книгой, я отдыхаю, это во-вторых. В-третьих же, книга развивает мышление и даёт новый творческий импульс».
***
Родители Нины Русаковой – Елизавета Ивановна и Иван Григорьевич –были близки друг другу по духу, по привычкам, по манерам. В семье росли три дочери: Нина, Тамара и Александра. Мать умерла рано. Бремя воспитания детей легло на отца. Он много рассказывал дочерям об авиации, поэтому они и решили стать авиаторами. У сёстёр был мужской характер, и все они настойчиво шли к намеченной цели.
Нина Ивановна родилась двадцать пятого января 1915 года на станции Сагуны Подгоренского района в городе Борисоглебске. Окончив семилетку, Нина поехала поступать в Воронежский авиационный техникум. В восемнадцать лет она, учащаяся третьего курса, обратилась в Наркомат обороны с просьбой разрешить ей стать военным лётчиком. Девушке отказали. Нина решила пойти в обход и поступила в аэроклуб.
Весной 1933 года Русаковой повезло: её зачислили на курсы пилотов без отрыва от производства.
«Я тогда подумала: вот оно, моё счастье!» – говорила Нина Ивановна. Училась она с подругой Катей Зеленко. А уже в октябре выпускная комиссия отмечала их отличную подготовку, высокую технику пилотирования. Первый полёт Нина совершила на «У-2».
В январе 1934 года Нина отправилась в Оренбург на учёбу в школу военных лётчиков, где ей предстояло провести два года. Но знаний, полученных в аэроклубе, было в достатке, сила воли к постижению нового тоже была. Программу обучения она закончила за одиннадцать месяцев. Сдала все дисциплины на отлично. После окончания школы пути подруг – Нины и Кати – разошлись.
***
В июле 1935 года Н. Русакову назначили командиром звена в боевом полку. Позже Нина стала штурманом истребительного полка. Позади остались полёты на «И-5», «УТ-1», «И-16». Искусству летать теперь она учила других. Учила взыскательно, строго, но без нажима, продолжая совершенствовать своё личное мастерство. Нину можно было видеть за изучением штурманского дела, за сложными расчётами. Каждый день новые учебники, пособия, новые книги. И опять с целью стать лучшим штурманом.
«Что нужно лётчику и какими качествами он должен обладать? – спрашивала она меня и сама же отвечала: – Воля, выдержка и решительность». «Я помню, – говорила она, – когда училась в Оренбургской школе военных лётчиков, с нами училсяГригорий Яковлевич Бахчиванджи. Он тоже считал эти качества главными. Они нам пригодились потом, в годы войны. Да, такие качества необходимы, чтобы воспитывать подчинённых, чтобы не стыдно было сказать: делай как я!»
Бахчиванджи был умным, красивым мужчиной. Он прирождённый лётчик. У него не было ни одной поломки самолёта. Таких лётчиков – единицы. Испытание самолёта с жидкостно-реактивным двигателем («Би-1») – пример храбрости и железной воли. Г.Я. Бахчиванджи был предвестником космических полётов. Русакова гордилась тем, что была выпускницей одной с ним школы.
***
О мужестве Нины Ивановны Русаковой писали И. Ребров и В. Соколов в книге «Дорогой смелых».
Однажды в полёте у неё кончилось топливо, привычный рокочущий звук исчез и превратился в какой-то неприятный писклявый свист. «Сейчас остановится, – подумала она. – Что делать? Можно воспользоваться парашютом – спасательный купол доставит её на землю. А самолёт?» Нина Ивановна никогда не относилась к машине равнодушно. Самолёт ей вручил народ. «Мне – простой девушке –
доверили дорогостоящий истребитель, научили летать», – вертелось в голове. А самолёт продолжал лететь. Ещё немного, ещё!.. Земля приближалась. В ожидании неминуемого столкновения с землёй лётчица аккуратно и медленно потянула ручку на себя. Машина чуть-чуть приподнялась, не дотянув до посадочной полосы, стукнулась колёсам о гравий. Самолёт был спасён.
***
Время шло. Молодому штурману полка Русаковой предложили на самолёте «Украина» («ДБ-3») в составе женского экипажа летать по маршруту Хабаровск – Мозырь – Львов. Командиром корабля назначили капитана М. Нестеренко, вторым пилотом – капитана М. Михалёву.
Этому полёту предшествовали изнурительные тренировки: ночные, слепые полёты в сложных метеоусловиях. И вот двадцать седьмого июня 1940 года самолёт «Украина» с женским экипажем вылетел в Хабаровск. Но отважным лётчицам не повезло. Их полёт прервался в районе Горького, по одной версии, из-за недоработки в конструкции самолёта, по другой – из-за архисложных метеоусловий.
Несмотря на то, что перелёт не был рекордным, печать посвятила женщинам первые страницы. Отмечался их героизм, мужество, ювелирная работа штурмана: прежде чем сесть, экипаж держал высоту 50 метров для выбора места посадки.
«А что было потом?» – спросил я Нину Ивановну.
«А потом работала комиссия НКВД. Она изъяла бортовую документацию, но нас отпустила по домам. Однако второго пилота вызвал на беседу Л.П. Берия. Он сожалел, что полёт прервался и что не может присвоить лётчицам звание Героев Советского Союза. В то же время он несколько раз спрашивал о командире корабля Нестеренко, её поведении во время перелёта и её высказываниях», – рассказала Н. Русакова.
В октябре 1940 года майора Марию Нестеренко назначили заместителем командира полка особого назначения. Мария Петровна пробыла в этой должности восемь месяцев. В апреле 1941 года сняли с должности её мужа генерал-лейтенантаП.В. Рычагова – замнаркома обороны по авиации и начальника Главного управления ВВС. Сняли и расстреляли. Та же участь постигла и Марию Петровну. Ей шёл тридцать первый год.
Нина Ивановна Русакова после штурманской работы перешла в ГНИИ ВВС Красной Армии. «Там я почувствовала себя нужной. Там понимали, что штурвал может подчиниться не только мужчине, но и женщине. Всё это придавало мне уверенности в своих силах», – говорила Нина Ивановна.
Двадцать семь лет полковник Н.И Русакова отдала службе в Военно-Воздушных Силах СССР. Двадцать из них посвящены испытаниям новой авиационной техники. Русаковой освоены сорок типов самолётов. Эта женщина поднималась в небо более пяти тысяч раз и пробыла в воздухе свыше четырёх тысяч часов. За это время она могла бы тридцать раз облететь земной шар по экватору.
Внешне хрупкая женщина овладела искусством воздушного боя. Часто в небе она побеждала мужчин. Русакова сохраняла хладнокровие и выдержку, даже когда отказывало оборудование или двигатель.
Однажды она совершила аварийную посадку на «Пе-2» с бомбами, сорвавшимися с замков на створки бомболюков.
Большие дела всегда заметны, а самоотверженность на их фоне выделяет их ещё рельефнее. Указом Президиума Верховного Совета СССР от седьмого октября 1959 года Н. Русаковой присвоено звание заслуженного лётчика-испытателя СССР. Она стала первым в мире обладателем этого почётного звания. Поэтому именно она в тот день выступила в Кремле от имени всей группы награждённых авиаторов, заявив, что будет и впредь твёрдо держать штурвал самолёта.
Климент Ефремович Ворошилов назвал Нину Русакову «первой дочерью трудового народа, взявшей штурвал самолёта руками испытателя».
***
Нина Ивановна в довоенное время вышла замуж за ученика и сподвижника В.П. Чкалова лётчика-испытателя Александра Семёновича Николаева. Познакомились они на Чкаловском аэродроме после испытательных полётов. В первый год войны А. Николаев служил в составе шестого авиакорпуса ПВО города Москвы, водил звено истребителей, защищал подступы к столице, а затем стал командиром эскадрильи 843-го истребительного авиаполка, прикрывал на Ладоге Дорогу жизни, поддерживал эскадрильи при штурмовке ими переднего края фашистов, участвовал в охране Волховскойэлектростанции, единственного источника электроэнергии в годы блокады Ленинграда.
Восьмого октября сорок первого года у них родился сын Владимир. С фронта Александр писал Нине: «Береги сына и себя тоже». Русаковой с фронта писали и незнакомые люди, благодарили её за испытания новых приборов, радиостанций, прицелов для истребителей, штурмовиков и бомбардировщиков.
«Незабудка» – её позывной в довоенное время. Даже будучи матерью, Русакова стремилась на фронт. Но её не отпускали. Однажды, находясь в командировке на Волховском фронте, она встретила мужа. Радость её была неописуемой.
За свой труд Нина Ивановна Русакова награждена орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За Победу над Германией», «За оборону Москвы», «За оборону Ленинграда» и другими наградами.
Её послевоенные исследования были связаны с изучением процессов обледенения самолётов, искусственного рассеивания облаков. Она исследовала работу десятков новых приборов для усовершенствования различных систем посадки и многое другое. Результаты её исследований вошли в хрестоматийные учебники для лётных училищ.
Скончалась Нина Ивановна на восемьдесят третьем году жизни, пережив своего мужа на пятнадцать лет.
Чкаловский.